Институт внутренних аудиторов

RSS
Надзорные функции СД и АК в Корп. Управлении, Работающие инструменты или формальность?
 
Цитата
В дополнение к голосованию предлагаю поделиться мыслями о том, что можно сделать, в том числе в отношении корпоративного управления, в том числе ГОСКОМПАНИЙ, чтобы повышать эффективность работы членов советов директоров и комитетов по аудиту и формировать основу для повышенного спроса на внутренний аудит в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита.

Новый порядок допуска ценных бумаг, утвержденный ФСФР и вступающий в силу в 2014 году, предусматривает обновленные требования к КАУ и внутреннему аудиту, приближенные к Стандартам и современным практикам корпоративного управления.
 
Роль бирж в корпоративном управлении, Ханс Кристиансен и Алиса Кольдерцова

http://fs.moex.com/f/1652/2-hc-rus.pdf
 
Уважаемые Коллеги, Перезапускаю опрос с новыми формулировками. (По другому не получается).

Хотел бы запустить новый опрос и обсуждение о КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ в том аспекте, который особенно важен для развития профессии внутреннего аудита в России, а именно надзорных и мониторинговых функциях советов директоров и комитетов по аудиту по отношению к менеджменту, в том числе в части надзора над EFFECTIVENESS (надежностью) систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.

Казалось бы, поскольку качественно выполнить весь спектр мониторинговых функций, возложенных на членов советов директоров, очень сложно, а самостоятельно ни один директор с этой задачей просто физически не справится, то эффективно содействовать членам советов директоров и профильных комитетов в выполнении данных мониторинговых функций могли бы службы внутреннего аудита (СВА), что могло бы формировать основу для повышенного спроса на внутренний аудит со стороны членов советов директоров.

Существующая же практика похоже, что свидетельствует о следующем:

1. согласно исследованию Ольги Лазаревой и Туомо Сумманен (Emerging Boards of Directors: Board Behavior, Functions and Firm Performance by Olga Lazareva and Tuomo Summanen, http://ssrn.com/abstract=1102473), такое принципиально важное направление работы, как МОНИТОРИНГ МЕНЕДЖМЕНТА в советах директоров российских компаний является существенно недоразвитым.

2. Пол Остлинг, член Blue Ribbon Committee по корпоративному управлению Национальной Ассоциации Корпоративных Директоров США (NACD USA), независимый директор, ОАО «МТС» следующим образом выразил свои соображения относительно корпоративного управления в России:

«C одной стороны, имеем реальную практику корпоративного управления в России со всеми ее особенностями, с другой стороны, мы держим в уме модель корпоративного управления, принятую в Великобритании или Соединенных Штатах, в зависимости от того, где компания планирует зарегистрировать свое первичное размещение.

То есть российские компании используют западное корпоративное управление как ПИДЖАК, который следует надевать для специальных событий. (примечание ПВ, например для IPO)»

3. В одном из подкастов на Финам ФМ про IPO о корпоративном управлении выражал мнение один из инвестиционных банкиров, таким образом, что «Комитеты по аудиту и независимые члены советов директоров действительно требуются согласно листинговым правилам, но чаще всего – всего лишь формальность».

Такое выражение как «Perception is Reality» наталкивает на мысль, что то, КАК воспринимается корпоративное управление и какой смысл в него вкладывают, непосредственно влияет на то, что получается на самом деле.

И если Корпоративное управление не работает на уровне Комитета по аудиту и / или Совета Директоров, в частности в отношении OVERSIGHT / надзора над EFFECTIVENESS (надежности) систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, то это, в свою очередь, неизбежно накладывает отпечаток и на организацию управления компанией и то, как будет реализован функционал службы внутреннего аудита.

Текущая версия Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита делает огромный акцент на независимое выражение / предоставление службой внутреннего аудита ASSURANCE (или гарантий) относительно EFFECTIVENESS (надежности) систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.

Непременными и необходимыми условиями для эффективной реализации данного подхода по независимому предоставлению подобных гарантий СВА являются:
1. Совет директоров / комитет по аудиту СД осуществляют мониторинг и направляют высшее руководство в построении систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления и поддержания их в актуальном и эффективном состоянии;
2. Исполнительное руководство отвечает перед советом директоров за эффективность систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, в том числе: обеспечивает благоприятную среду и культуру внутреннего контроля, в том числе («тон с верху»), руководит и направляет руководителей структурных подразделений.
3. руководители и работники структурных подразделений несут основную и главную часть ответственности за поддержание эффективного внутреннего контроля на ежедневной основе,
т.к. исполнительным руководством им делегированы соответствующие обязанности.

И хотя вышеперечисленные требования начиная с уровня совета директоров обычно формально хорошо прописываются юристами в положениях о советах директоров публичных компаний, на практике встречаются многочисленные прецеденты, когда у советов директоров и комитетов по аудиту просто не хватает духа/ или компетенции четко спрашивать с исполнительного руководства об EFFECTIVENESS (надежности) систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления. (Хочу пояснить - о пост фактум оценке выполнения бизнес плана не говорю, обычно это и так происходит)

И в этом случае исполнительное руководство вообще не считает, что системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления ИМ В ПРИНЦИПЕ НУЖНЫ.

В таком случае предоставление СВА ASSURANCE (или гарантий) относительно EFFECTIVENESS (надежности) систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления вообще теряет своего потребителя и какой-либо смысл, если исполнительному руководству советом директоров/ комитетом по аудиту четко не ставились соответствующие задачи и /или исполнительное руководство не рассматривает системы внутреннего контроля и управления рисками как необходимые и важные инструменты для достижения целей компанией.

Результаты опроса «Опрос о системе внутреннего контроля в Вашей компании» лишь подтверждают вышеприведенные наблюдения:

В 19% Система внутреннего контроля Абсолютно не формализована: Полностью отсутствуют ЛНА / Политики/ Положения о Системе Внутреннего контроля

В 23% Принята и действует Политика / Положение о СВК, но более детальные руководства отсутствуют.

В 91% из 100% отсутствует привязка к какой-либо модели СВК, например COSO

О существующих проблемах в корпоративном управлении, причем не только в России, в том числе о слабой работоспособности функциональной подотчетности службы внутреннего аудита комитету по аудиту в статьях в своем bloge также свидетельствовал Ричард Чамберс:

1. “Will We Be Able to Stay in the Board Room?” http://www.theiia.org/blogs/chambers/index...%20Board%20Room? Здесь он упоминал о том, что фокус комитетов по аудиту в Fortune 500 ограничивается вопросами, связанными с СВК над подготовкой финансовой отчетности.

2. “Facilitating Strong Internal Audit Oversight” http://www.theiia.org/blogs/chambers/index...dit%20Oversight В данной заметке он подтверждается, что часто комитеты по аудиты часто не умеют пользоваться внутренним аудитом для выполнения собственных надзорных обязанностей.

Предлагаю открыть опрос о восприятии КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ в том аспекте, который особенно важен для развития профессии внутреннего аудита в России, а именно надзорных и мониторинговых функциях советов директоров и комитетов по аудиту по отношению к менеджменту, в том числе в части надзора над EFFECTIVENESS (надежностью) систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.

Похоже что, отсутствие/ недоразвитость мониторинговой составляющей в деятельности советов директоров российских обществ может вести к следующим последствиям:
• в частных компаниях мажоритарные акционеры вынуждены ее компенсировать своим непосредственным вовлечением в операционную деятельность, соблюдение же интересов миноритарных акционеров остается под вопросом;
• в компаниях с государственным участием, как правило, у представителей государства в советах директоров возможности или желания вовлекаться в операционную деятельность скорее нет.
В результате, в сравнении с частными компаниями, более вероятны повышенные уровни остаточных рисков в отношении эффективности операционной деятельности, конфликтов интересов, непроизводительных затрат и в конечном счете потери для государства, как основного акционера.

В дополнение к голосованию предлагаю поделиться мыслями о том, что можно сделать, в том числе в отношении корпоративного управления, в том числе ГОСКОМПАНИЙ, чтобы повышать эффективность работы членов советов директоров и комитетов по аудиту и формировать основу для повышенного спроса на внутренний аудит в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита.
 
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/...-goskompaniyam#!

Характерная статья. У меня для обсуждения есть вопрос: "Можно ли побороть данное отношение инвесторов изменением механизмов корпоративного управления? " Возможно, но изменения должны быть не косметическими, а глубинными. Что думаете?

"Инвесторы не верят госкомпаниям
Международные инвесторы всегда с осторожностью относились к госкомпаниям из развивающихся стран. Но сегодня их скепсис силен так же, как в самый разгар кризисов

Михаил Оверченко
Алексей Невельский
Ведомости
01.11.2013, 203 (3465)
ДЕШЕВО, КАК В КРИЗИС
20 самых дешевых из 100 крупнейших компаний развивающихся стран были так дешевы по сравнению с MSCI EM лишь трижды в истории — на дне кризисов: в 1998 г., 2002 г. и 2008 г.
Госкомпании — в основном такие национальные чемпионы, как PetroChina, Сбербанк или Petrobras, — сейчас торгуются почти с 50%-ным дисконтом к своим аналогам из частного сектора, свидетельствует анализ Bank of America Merrill Lynch. «Масштабный дисконт госкапитализма очевиден, предубеждение [инвесторов] напрямую связано с принадлежностью [этих компаний] государству, — пишет в отчете Аджай Капур, стратег по рынку акций Bank of America Merrill Lynch. — Рынок просто не верит, что государство может действовать правильно».

Хотя госкомпании могут получать от государства значительные выгоды, например субсидируемые или гарантируемые кредиты, налоговые льготы и выгодные госконтракты, увеличение доходов акционеров не является для них приоритетом, указывают аналитики. К тому же считается, что госкомпании могут руководствоваться интересами своего главного акционера, реализуя по его указанию социально или политически значимые проекты, снижая тем самым эффективность бизнеса. «Мы много раз видели, как масштабная инвестиционная программа съедает прибыли, — говорит Эмили Уайтинг, управляющая портфелем в JPMorgan Asset Management. — Многие из этих компаний управляются не в интересах акционеров».

Правда, в 2000-е гг. мнение о меньшей эффективности госкомпаний расходилось с практическими действиями инвесторов. В апреле 2012 г. Morgan Stanley опубликовал отчет, в котором, выделив из индекса развивающихся стран MSCI Emerging Markets 122 компании с долей государства не менее 30%, выяснил: с января 2001 г. «индекс госкомпаний» обогнал MSCI EM на 260%, а с кризисного дна в октябре 2008 г. — на треть. Во многом это объяснялось взлетом сырьевых компаний вместе с ценами на сырье. Кроме того, правительства многих стран, включая Россию, поддерживали национальные нефтегазовые компании, препятствуя работе частных. А в кризис 2008-2009 гг. власти опять-таки помогали прежде всего госкомпаниям.

Сейчас многие из этих факторов не работают, цены на сырье несколько лет снижаются, а на нефть — фактически стоят на месте. На первый план снова вышло мнение инвесторов об эффективности бизнеса, управления и защиты прав акционеров.

Классические примеры здесь — китайские банки и российские энергогиганты. Беспокойство отношением российских властей к инвесторам неоднократно высказывал управляющий директор Templeton Emerging Markets Group Марк Мобиус. Судьбу миноритариев ТНК-ВР после покупки компании «Роснефтью» он назвал показателем того, как правительство будет в дальнейшем относиться к миноритарным акционерам приватизируемых компаний. «Любой акционер “Роснефти”, Сбербанка или любой другой госкомпании должен задаться вопросом: как будут относиться к миноритарным акционерам в этих компаниях? Скажет ли правительство, что его больше всего заботят интересы государства, а не всех акционеров?» — говорил Мобиус в мае в интервью «Ведомостям».

«Роснефть» около полугода отказывалась выкупать акции миноритариев; в октябре премьер-министр Дмитрий Медведев убедил президента «Роснефти» Игоря Сечина выставить им оферту, но предложенная в итоге цена многих, включая Мобиуса, не устроила.

Даже в Бразилии, экономическую систему которой нельзя назвать госкапитализмом, правительство неофициально заставляет нефтегазовую Petrobras субсидировать цены на топливо, что позволяет сдерживать инфляцию; компания на этом может терять миллиарды долларов прибыли.

В результате капитализация Petrobras, Bank of China и «Газпрома» меньше их балансовой стоимости. Отношение капитализации к прибыли у «Газпрома» — меньше 3, у «Роснефти» — 7,7, тогда как у индекса MSCI EM в целом — 11 (см. врез). Аналогичная ситуация с банками: у проведшего IPO ТКС-банка отношение капитализации к прогнозируемой на 2014 г. прибыли составляет 11,4, а у Сбербанка и ВТБ — 5,8 и 5,5 соответственно. Тем не менее Сбербанк — самая привлекательная для инвесторов российская госкомпания, говорит Алексей Дебелов из ИК «Третий Рим», потому что интересы руководства и акционеров совпадают, в том числе благодаря правительству, которое требует выплачивать дивиденды миноритариям. Второй причиной он называет профессионализм менеджмента.

Самые ликвидные компании в России — государственные, например Сбербанк, «Роснефть», нет сопоставимых с ними крупных ликвидных частных компаний, указывает гендиректор «Олмы» Андрей Белинский. «А расхождение интересов руководства и миноритариев не является отличительной особенностью госкомпаний», — уверен он.

Замедление экономики, осложнение бюджетной и финансовой ситуации может спровоцировать новый раунд реформ и приватизации в развивающихся странах и положительно повлиять на динамику котировок госкомпаний, полагает Питер Марбер, директор по инвестициям на развивающихся рынках Loomis Sayles. «Время действий приближается, рынки и население будут активнее требовать перемен», — полагает он."
 
Хороший и добротный документ, подготовленный EY и ЭКС.

Методические рекомендации по организации работы Комитетов по аудиту Советов директоров акционерного общества

http://rosim.ru/Attachment.aspx?Id=18724

Может быть через некоторое время мы получим совершенно другие результаты опроса?
 
Новый материал от Protiviti

Board Perspectives: Risk Oversight The Five Lines of Defense – A Shareholder’s Perspective Issue 51 As the board of directors focuses its attention on risk oversight, there are many questions to consider.

http://www.slideshare.net/slideshow/embed_code/29699657#!
 
Еще от NACD:

http://www.directorship.com/5-lines-of-def...reholders-view/
 
Коллеги, обновляем статус. Видите ли новые тренды?
 
И здесь пропали результаты опроса. Прикладываю сохраненную версию. Как бы восстановить?